Туркменские ювелирные украшения - культурное наследие нации

Серебряные украшения Туркменистана – это искусство, которое живет в поколениях. Каждое прекрасное ювелирное изделие передает культурное наследие туркменского народа.

Части ювелирных украшений, найденных при археологических раскопках в ранних поселениях на территории Туркменистана – в многочисленных очагах первых земледельцев у подножия Койтендагских гор и жителей старой дельты реки Мургаб, цивилизации Древнего Мерва и Древней Нисы, а также многих других на древней земле Туркменистана – свидетельство давних традиций туркменского народа по изготовлению ювелирных украшений.

Ювелирное искусство свойственно с рождения. Ювелирные украшения носили и женщины, и мужчины, и дети. Первым подаренным ювелирным украшением был маленький колокольчик, который вешали над колыбелью малыша. Маленькие мальчики носили “ok yay” (ук-җәя) – дугообразную пластину, напоминающую лук и украшенную множеством колокольчиков. “ok yay”пришивалась на рубашку ребенка и служила напоминанием, что однажды он станет взрослым и храбрым защитником народа. Когда мальчики вырастали, они украшали своих коней ювелирными украшениями в знак уважения к своим боевым коням и для защиты их от зла и болезни. Мужчины в Туркменистане носили только серебряный пояс, к которому прикреплялся кинжал. Кинжал и ножны, также как и сабля, не были богато украшены, т.к. они служили оружием, и поэтому были простыми и непритязательными.

С раннего возраста туркменские девочки носили украшения и амулеты, которые, как считалось, гарантируют их способность вынашивать здоровых детей в будущем.

Браслеты “беләзек” были широко распространены на территории Туркменистана с древнейших времен и их можно найти на базарах и сегодня. Эти крупные украшения составлены из нескольких сегментов и иногда охватывают всю часть руки от локтя до запястья. Их носили как комплект из двух браслетов – по одному на каждой руке, и они часто инкрустировались сердоликом.

«Yuzik» йөзек - это десять колец, сцепленных цепочками к браслетам. В комплекте для правой руки был и наперсток, что позволяло женщине заниматься шитьем и вышиванием.

«Asyk» асык – это широкое украшение, которое вплеталось в косы женщин. Этот предмет часто напоминал фигурку богини из Маргианы и являлся символом плодовитости и силы женщины.

«Boruk” борек – это предмет, который носится на голове женщины; он имеет трапециевидную форму. Это украшение имеет сложные узоры и отверстия, называемые «егме».

«Sunsule» сомсоле – это красивое украшение, которое носится на голове, и состоит из металлических пластинок и окантовки, напоминающей бахрому из изящных кулонов, которые свисают на лицо.

«Dagdan» дагдан был змблемой сельджуков и включал двух орлов, символизирующих корону. Орёл считался священной птицей, обладающей божественной силой. Все туркменские женщины, как молодые, так и пожилые, носили талисманы «дагдан» различных размеров.

«Gulyaka» голъяка – это крупное украшение, которое носится на груди на цепочке вокруг шеи; его обычно носили девушки и молодые женщины по особым случаям. Основная часть «Gulyaka» представляет собой крупную «розетку» с резной кромкой и инкрустированным сердоликом. Нижний конец «розетки» заканчивается каскадом из серебряных кулонов и небольших колокольчиков.

К достижению брачного возраста у девочек увеличивалось количество ювелирных украшений. Молодой девушке дарили серебряную «шапочку», с которой свисают «гопба» и «чекелек». Этот предмет символизировал готовность девушки вступать в брак. Традиционный наряд невесты на свадьбе весил 20 кг и включал украшения, символизирующие детство, замужество и старческий возраст. Количество украшений, которое носила женщина, уменьшалось с возрастом после замужества и рождения ребенка; пожилая женщина носила только два амулета.

Будущая свекровь невесты дарила ей «goshaasyk», который представляет собой два металлических сердца, спаянных вместе. Количество завитушек в нижней части украшения символизирует предполагаемое (желаемое) число детей, которое будет у пары.

Туркмены всегда дарили украшения женщинам, детям, украшали лошадей, и понятно, что туркменские украшения были неотъемлемой частью их жизни, символизируя переход человека из одного этапа жизни в другой. Ювелирные украшения рассказывали о людях, которые носили их, и каждое несло в себе глубокий, символический смысл.

Зергеры

Десятки поколений зергеров Туркменистана хранили своё уникальное искусство, и постоянно улучшали свои навыки, достигая вершин мастерства. Зергеры верили, что если ученик не превзойдет своего учителя, искусство, в конце концов, умрёт. Поэтому было очень важно делиться опытом, своими методами и навыками, чтобы технические приёмы, создание узоров, орнамента, формы и цвета могли сохраниться, в то же время позволяя мастерству развиваться и совершенствоваться с каждым новым зергером.

Учиться мастерству ювелира считалось очень почётным и уважаемым занятием. Требовалось пять лет учёбы у зергера, чтобы приобрести необходимые навыки. За этот период мастер обеспечивал ученика инструментами и необходимыми материалами. Навыки передавались от мастера к ученику. Все современные ювелиры считают себя учениками великого зергера Хезелуста, чьих потомков можно найти и в настоящее время.

Считается, что в древнем Мерве было 14000 зергеров, которые жили и работали в городе. Ювелиры собирались на выделенной территории, где они могли выставлять свои изделия на уличном рынке. Зергер имел право продавать свои ювелирные украшения только после того, как специальный художественный совет одобрял их и проверял качество дизайна и гарантировал высокий мастерства. До сих пор сохраняется это вековое строгое соблюдение технических методов и художественного принципа.

Зергеры не ставили клеймо на своих работах, но считали, что женщина, носившая украшения, должна была чувствовать, что она полностью ими владеет, как будто они были продолжением её самой. Зергеры очень уважали женщин, для которых они создавали такие шедевры ювелирного искусства, - каждое украшение создавалось для конкретной женщины по индивидуальному дизайну с высочайшим уровнем тщательности и внимания.

Инструменты мастеров

Другая уникальная традиция среди зергеров – изготовление собственных профессиональных инструментов. Основные инструменты зергера – небольшая наковальня, называемая «сандал», заостренная с одной стороны; молоток, или «чукеч», который имел форму миниатюрной наковальни с различными приспособлениями для работы с металлом, для отстукивания и придания формы металлу, и пара кусачек, называемых «захамбар». Ученик вовлекался в процесс изготовления этих инструментов, чтобы гарантировать, что он приобрел все необходимые профессиональные навыки. Эти изготовленные вручную инструменты сегодня очень ценятся по сравнению с некоторыми современными инструментами.

Серебро было основным материалом, использующимся при изготовлении украшений; часто расплавляли старые и поломанные украшения, монеты и слитки, которые приносили заказчики украшений. Артефактов 18 и 19 веков немного; именно в то время такая практика была особенно популярна.

Золото редко использовалось, его часто расплавляли и наносили тонким слоем на серебряные украшения и использовали экономно. Золото было доступно на северных территориях и поэтому, вероятнее всего, золото использовалось в украшениях, изготовленных там.

Сердолик – полудрагоценный камень красного цвета, известный даже сегодня за свои целебные свойства, был обнаружен, когда женщины собирали сучья для дров и разводили огонь в домашнем очаге. С тех пор его стали вставлять в ювелирные украшения и амулеты. Этот камень использовался не только как знак уважения к женщине, но считалось, что он приносит удачу в дом и защищает от болезней и смерти.

Дизайн

Символизм, который был создан и ценился туркменами, и который прослеживается во всей их культуре, восходит к временам Огуз хана, который жил пять тысяч лет назад, и который, как считается, был основателем туркменской нации. Такие символы изображали ландшафт местности, природу, животных и дух человека. Эти символы воплотились в художественной культуре туркмен и прослеживаются в узорах ковров, вышивок, а также в ювелирных украшениях.

Узоры и дизайн, относящиеся к Парфянской империи и Империи Маргуш, можно расшифровать в декоративном дизайне. Понятно, что эти символы и их значение глубоко укоренились в эстетическом и моральном самосознании нации.

Геометрические узоры и стилизованные образы можно увидеть в древних формах и дизайне украшений. Эти узоры не похожи на другие, найденные у соседних племён.

Живое наследие

Ювелиры Туркменистана веками украшали женщин, и ювелирное искусство и сегодня живо в Туркменистане. Туркменское ювелирное искусство – это часть культурного наследия нации. Ювелирные украшения носят по особым случаям. На базарах Туркменистана можно купить украшения; особенно популярными остаются браслеты.

Эти красивые художественные изделия также хранятся в музейных коллекциях во всем мире. В Государственном музее Туркменистана имеется большая коллекция туркменских ювелирных украшений, которая является ярким свидетельством давней художественной традиции создания этих прекрасных ювелирных изделий. Оригинальность туркменских ювелирных украшений с тонкой филигранной работой и тщательно вставленными драгоценными камнями отличает культуру Туркменистана от других культур мира.


Татьяна Галиева


Последнее обновление: 9 декабря 2014 г., 10:04

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International