Туркменистан в международном сообществе

В 2017 году Конституции Туркменистана исполнилось 25 лет. В этом документе особое значение придается вопросам международных отношений и дипломатии, приоритетам и механизмам внешней политики государства.

Туркменистан, согласно своей Конституции, придерживается во внешней политике принципов постоянного нейтралитета, невмешательства во внутренние дела других стран, отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах.

Правовой статус постоянного нейтралитета Туркменистана от 12 декабря 1995 года признан международным сообществом и является фундаментальной основой для осуществления внутренней и внешней политики туркменского государства.

Туркменистан вошел в группу стран, обладающих таким статусом (Австрия, Швейцария, Мальта, Лаос, Камбоджа).

Критерий согласованности положений Конституции Туркменистана и действующего международного права находится в действии. Многие фундаментальные источники международного права (договора, соглашения, уставы международных организаций) Туркменистан воспринял в качестве обязательных для себя юридических стандартов. Это – «Всеобщая декларация прав человека 1948 года», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года», «Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, предусматривающий отмену смертной казни 1989 года» и другие акты. В отношении этих международных юридических актов Туркменистан принял обязательства по их исполнению.

Другой важный аспект Конституции, связанный с международным правом, относится к установлению компетенции органов государственной власти в сфере международных отношений.

Президент Туркменистана, являясь главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом страны, руководит осуществлением внешней политики, действует с учётом общепринятых норм дипломатического и консульского права, права международных договоров и международных организаций, гуманитарного законодательства.

Важные полномочия принадлежат Меджлису Туркменистана (парламенту) - высшему представительному органу государства, осуществляющему законодательную власть в стране.

Высший исполнительный и распорядительный орган - Кабинет Министров Туркменистана - разрабатывает и вносит на рассмотрение Меджлиса предложения по основным направлениям внутренней и внешней политики государства, программы экономического и социального развития страны, осуществляет внешнеэкономическую деятельность, обеспечивает развитие культурных и иных связей с зарубежными государствами.

Немаловажно отметить ещё одно направление международно-правовой стратегии страны. Это выработка Туркменистаном существенных дипломатических и внешнеполитических инициатив как в рамках двухсторонних, так и многосторонних отношений. Наличие подобного продукта у суверенного государства свидетельствует о его ответственной позиции за состояние мирового правопорядка и международной законности, показывает степень признания страны в сообществе государств и международных организаций.

В последние годы Туркменистан вынес на международные переговорные площадки немало продуктивных идей и практических рекомендаций в сфере безопасности и сотрудничества. Наглядным примером тому являются озвученные на последней 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложения Туркменистана. Среди них - предложение на разработку Декларации о приоритетном применении политико-дипломатических средств при решении международных вопросов, проведение Форума по безопасности, создание Консультативного совета по мирному развитию в Центральной Азии и Каспийском регионе, предложения по развитию транспортного сообщения на региональном и межрегиональном уровнях, оптимизация деятельности международных финансовых институтов в Центральной Азии; стимулирование диалогов в рамках ООН по проблемам энергообеспечения, меры по сохранению природных богатств Каспийского моря, проведение вместе с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев международной встречи в целях выработки мер защиты прав беженцев, состоявшейся в 2012 году в Ашхабаде.

Туркменистан обладает системой международных связей, ориентированных на урегулирование глобальных и региональных проблем. В настоящее время Туркменистан установил отношения со 129 государствами, является членом 42 международных организаций. В их числе ООН, ОБСЕ, ОЭС, ОИС, Движение неприсоединения Он участвует в программе НАТО «Партнёрство ради мира». В качестве ассоциированного члена сотрудничества с СНГ Туркменистан председательствовал в Содружестве Независимых Государств в 2012 году. В Ашхабаде открыты и функционируют посольства и представительства 30 стран. С января 1999 года в Туркменистане действует Центр ОБСЕ, в декабре 2007 года открыта штаб-квартира Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

Туркменистан является участником 122 международных конвенций и договоров.

Международно-правовой инструмент активно используется и в двухстороннем взаимодействии Туркменистана с Россией. Среди важных источников международного права, регулирующих двухсторонние отношения России и Туркменистана: - «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном 1992 года», «Соглашение между правительствами Российской Федерации и Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1993 года», «Соглашение между правительствами государств о сотрудничестве в области связи 1995 года», «Консульская конвенция между государствами 1995 года», «Соглашение об обмене правовой информацией», «Протокол к Соглашению 1995 года», «Соглашение о сотрудничестве в области безопасности 2003 года», «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве 2008 года», «Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций 2009 года», «Соглашение о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения 2009 года».

Также Туркменистан имеет значительный ресурс участия в совершенствовании международного права. Этот потенциал, можно предположить, будет всё более раскрываться через многовекторное и многоаспектное сотрудничество государства с различными странами и международными организациями. В этом направлении возрастёт и роль стратегического партнерства Туркменистана с Российской Федерацией, другими странами Содружества, которые сегодня строят новые равноправные отношения, ориентированные на широкую интеграцию. Одним из ключевых направлений сотрудничества может стать строительство общего евразийского политико-экономического пространства и международно-правового порядка.
 
 
 

Последнее обновление: 23 марта 2017 г., 01:31

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International