Доступ на рынок Туркменистана

Доступ на рынок Туркменистана предполагает выполнение участниками внешнеэкономической деятельности установленного для этой сферы экономики страны законодательства.

Оформление, заключение и исполнение внешнеторговых сделок (договоров купли-продажи товаров, подряда, комиссии и других, заключаемых между организациями различных государств) регламентируется статьями 333 – 500 «Гражданского кодекса Туркменистана» от 17.08.1998г. «Гражданский кодекс» наряду с «Законом о предпринимательской деятельности»от 1.10.1993г., «Законом об акционерных обществах» от 23.11.1999г., «Законом о предприятиях» от 15.06.2000г. также регулирует осуществление предпринимательской деятельности в Туркменистане.

Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности.

Согласно Закону о предприятиях основными организационно правовыми формами ведения предпринимательской деятельности на территории Туркменистана являются следующие:
- государственное предприятие;
- индивидуальное предприятие;
- кооперативное предприятие;
- предприятие общественной организации;
- хозяйственное общество;
- акционерное общество.

Кроме того, законодательство Туркменистана предусматривает возможность создания в стране предприятий иных организационно – правовых форм.

Законодательство Туркменистана предусматривает также «открытие иностранными предприятиями своих дочерних предприятий, филиалов, представительств» на территории страны.

В соответствии с действующим порядком государственной регистрации и учета юридических лиц основанием для осуществления процедуры регистрации и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, сведений о вновь образованных предприятиях с участием иностранных инвестиций и их обособленных структурных подразделениях, филиалах и представительствах иностранных юридических лиц является решение учредителя (ей) либо решения Кабинета Министров Туркменистана (при создании предприятия с участием государства в уставном капитале).

Согласно Закону Туркменистана «О предприятиях» решение о государственной регистрации предприятия либо об отказе в государственной регистрации принимается в двухнедельный срок с момента представления учредителями предприятия необходимых документов.

Налоговое законодательство Туркменистана основывается на Конституции страны и включает в себя «Налоговый Кодекс Туркменистана» от 25.10.2005г. и иные нормативные правовые акты Туркменистана, регулирующие налоговые правоотношения.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в Государственный бюджет Туркменистана, общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, органов налоговой службы, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства Туркменистана, обжалование решений органов налоговой службы и действий их должностных лиц и т.д.

Открытие представительств и дочерних/зависимых организаций в Туркменистане.

Согласно Гражданскому Кодексу Туркменистана (cт.56): «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства».

Порядок учреждения, функционирования и ликвидации филиалов и представительств иностранных компаний определяется Постановлением Президента Туркменистана №2650 от 06.06.1996 г. и другими нормативными правовыми актами и ведомственными нормативными актами

Филиал и представительство не являются юридическим лицом Туркменистана, и осуществляет свою деятельность согласно зарегистрированному Положению о филиале (или представительстве) и Доверенности на имя директора филиала (представительства), выдаваемого руководством головной компании. Срок доверенности согласно Закону Туркменистана «О государственном нотариате» не может превышать трех лет.

При регистрации филиала необходимо стать на налоговый и статический учет и открыть в обязательном порядке банковский счет в национальной валюте. После получения Свидетельства участника внешнеэкономической деятельности, выдаваемого Министерством экономики и развития Туркменистана, филиал должен открыть банковский счет в иностранной валюте, что позволит ему вести внешнеэкономическую деятельность.

Филиал также должен иметь баланс филиала и уплачивать соответствующие налоги в Туркменистане, если в соответствии с межправительственными соглашениями не освобожден от таких налогов.

Филиал осуществляет достаточно полный спектр финансово-хозяйственной деятельности, по сравнению с представительством, и имеет право совершать на территории страны все незапрещенные виды коммерческой деятельности.

Филиал компании действует только от имени и за счет головной компании и по их доверенности.

Виды деятельности филиала должны исходить из видов экономической деятельности, указанных в Государственном Классификаторе видов экономической деятельности Туркменистана, введенного в действие от 01.07.2003г.

Филиал и представительство могут участвовать в проводимых в Туркменистане тендерах только от имени и за счет своей головной компании. Соответственно, контракт с заказчиком будет подписываться победителем тендера-головной компанией. Как правило, туркменская сторона требует, чтобы контрактодержатель (головная компания) имел в Туркменистане свой филиал для оперативного решения возникающих в стране вопросов, в т.ч. для оказания сервисных услуг.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации филиалов иностранных компаний в Туркменистане.

1. Заявление о создании филиала, с указанием целей деятельности на территории Туркменистана, сведений о предприятии – инвесторе с характеристикой его практической деятельности (подписывается учредителем).
2. Решение о создании филиала (подписывается учредителем).
3. Положение о создаваемом филиале, в двух экземплярах на туркменском и русском языках (подписывается учредителем).
4. Анкета (личный листок) руководителя филиала в Туркменистане, с приложением фото 3х4 и копии паспорта.
5. Доверенность на руководителя филиала в Туркменистане, оформленную в установленном порядке.
6. Копия устава иностранного предприятия – инвестора, заверенного (легализованного) консульским учреждением Туркменистана за рубежом либо Министерством иностранных дел Туркменистана.
7. Выписка из документа об официальной регистрации иностранного инвестора, выданная регистрационным органом страны инвестора - в оригинале. Выписка должна быть заверена (легализована) консульским учреждением Туркменистана за рубежом либо Министерством иностранных дел Туркменистана.
8. Документ о финансовом статусе иностранного инвестора (справка из банка) - в оригинале.
9. Письменное подтверждение о наличии юридического адреса, выданное хякимликом (администрацией) велаята (области) или г. Ашхабада.
10.Документ об оплате регистрационного сбора.

Документы предоставляются на языке государства-инвестора, оформленные печатями в оригинале (по факсу не допускаются), с переводом на туркменский и русский языки. Текст перевода заверяется органом, осуществившим перевод.

Филиалы иностранных компаний регистрируются (получают аккредитацию) сроком на 2 года, с правом последующего продления срока аккредитации.

5.4 Налогообложение предприятий с иностранным участием.


В 2004 году в Туркменистане был принят новый Налоговый Кодекс, согласно которому в стране действуют шесть основных видов налогов, а также местные сборы. Налоги исчисляются и уплачиваются в национальной валюте Туркменистана. Любая операция в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в национальную валюту Туркменистана по курсу Центробанка страны на день совершения операции, а по валютам, по которым отсутствует курс, по кросс – курсам к доллару США. Если международными договорами Туркменистана установлены иные положения, то применяются положения международных договоров.

Для целей налогообложения юридическое лицо признается резидентом Туркменистана, если:
- оно создано (учреждено) в соответствии с законодательством Туркменистана;
- его главный руководящий орган находится на территории Туркменистана.
Виды и ставки налогов:
- налог на добавленную стоимость – 15% и 0%
- налог на имущество – 1%
- налог на прибыль (доходы):
- 8% с прибыли – для юридических лиц – резидентов Туркменистана (кроме юридических лиц, уставной фонд которых полностью принадлежит государству и лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах»);
- 20% с прибыли – для других юридических лиц;
- 2% с валового дохода юридических лиц с частной формой собственности (кроме лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах»);
- 15% - на доходы в виде дивидендов и других средств от долевого участия в других юридических лицах;
- 10% - налог на доходы физических лиц.

Другие налоги:
Акцизы
Основные ставки акцизов на следующие основные подакцизные товары:

По производимым в Туркменистане товарам:

Ставки акцизов:

Пиво

10% от стоимости

Вина виноградные натуральные, крепкие спиртные напитки, ликеры и прочие алкогольные напитки, а также виноматериалы с содержанием алкоголя:

 - до 20 процентов включительно:

 - свыше 20 до 30 процентов включительно:

 - свыше 30 процентов:

 

 

 

15% от стоимости

30% от стоимости

40% от стоимости

Бензин

40% от стоимости

Дизельное топливо

40% от стоимости

По товарам, ввозимым на таможенную территорию Туркменистана:

Ставки акцизов:

Пиво

50%  от  таможенной стоимости

Вина виноградные натуральные, крепкие спиртные напитки, ликеры и прочие алкогольные напитки, а также виноматериалы с содержанием алкоголя:

- до 20 процентов включительно:

 

- свыше 30 процентов:

 

 

 

100% от таможенной стоимости

 

100% от таможенной стоимости

Спирт, используемый при изготовлении спиртных напитков (за исключением ввозимого для медицинских целей, а также государственными предприятиями потребительской кооперации)

 4 доллара США за1 литр

Табачные изделия

30% от таможенной стоимости, но не менее 0,5 доллара США за 1 пачку

Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака

10 долларов США за1 кг

Автомобили легковые (за исключением специальных автомобилей скорой медицинской помощи и специально оборудованных для инвалидов)

0,3 доллара США за 1 куб. см рабочего объема двигателя


Налоговым Кодексом Туркменистана предусмотрены и другие сборы и платежи: сбор за рекламу; целевой сбор на обустройство территории городов, поселков и сельских населенных пунктов; сбор с владельцев автостоянок; сбор с реализации автомобилей; сбор с владельца собак.

Устранение двойного налогообложения.


В целях недопущения случаев двойного налогообложения Туркменистан заключил международные соглашения с рядом стран, такими как Армения, Беларусь, Грузия, Индия, Иран, Казахстан, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Россия, Словакия, Турция, Узбекистан, Украина и Таджикистан.

Также Туркменистан признает соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные бывшим СССР с иностранными государствами – США. Австрией, ФРГ, Великобританией и Северной Ирландией, Японией, Бельгией и Францией. Туркменистан признает приоритет норм международных договоров над внутренним законодательством.

При необходимости налоговая служба по запросу юридического лица – нерезидента Туркменистана выдает документ, подтверждающий факт уплаты им налога на прибыль (доход) в Туркменистане.

Для освобождения от уплаты налога на прибыль (доход) или предоставления иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговую службу Туркменистана заявление, а также официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Туркменистан заключил действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об устранении двойного налогообложения.

Подтверждение и заявление может быть предоставлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение трех лет после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога или привилегий.

В Налоговом кодексе Туркменистана предусмотрены льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и налогу на имущество для:
- строительных и строительно-монтажных работ, касающихся национальных туристических зон, услуг по приему, размещению и питанию туристов;
- деятельности в области образования;
- сельскохозяйственных предприятий;
- производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- деятельности медицинских учреждений и предприятий;
- и другие.

Последнее обновление: 26 ноября 2013 г., 15:59

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International